Эта статья впервые опубликована в старой версии блога и перенесена в новую в апреле 2012 года.
Несколько дней назад нашей студии дизайна блогов «Блогоарт» исполнился 1 год. За это время мы успели выполнить более 40 заказов, оставить столько же довольных заказчиков и получить много новых хороших знакомых из их числа. Этот год был отличный для студии дизайна и более чем приятный для нас. За этот год я многому научился, вынес просто огромный опыт и, мне кажется, могу кое с чем поделиться с теми, кто только открывает свою студию или хочет сделать это, или просто хочет оказывать свои платные услуги. Как всегда, я попробую рассказать обо всем по пунктам.
Главное — выбрать подходящую нишу
Мне кажется, решающим фактором в нашем успехе стало то, что мы позиционировали себя именно как студия дизайна блогов и никаких других сайтов. Это уже говорит о том, что у нас большой опыт в разработке именно блогов, мы знаем все тонкости и аспекты блогосферы, мы умеем расставить элементы в дизайне так, чтобы было удобно читать, умеем сверстать так, чтобы правильно работали плагины блоговых движков и т.д.
Кроме того, большую роль сыграло то, что мои читатели знают о моих собственных блогах и о моем опыте в блогосфере. Поэтому самый первый и самый главный мой совет — правильно выбрать подходящую нишу. Важно, чтобы эту нишу знали вы сами и потенциальные клиенты знали о вас в ней.
Рекламируйтесь там, где находятся ваши клиенты
Согласитесь, я бы не смог на своем helpform.ru с такой же пользой рекламировать студию по разработке флеш-сайтов или занимающуюся дизайном визиток. Среди моих читателей просто не нашлось бы людей, которым это нужно. Еще перед открытием студии мы думали о том, кто они, наши будущие клиенты, и где мы сможем их найти. Для нас ответ был очевиден — на блогах, которые читают сами блоггеры, то есть о блоговедении и блогосфере. Вот и вы подумайте об этом и только после того, как четко себе ответите на вопрос, можно что-то начинать.
Честно говоря, Блогоарт за это время не заплатила ни за одну рекламную статью или ссылку, но реклама на тематических сайтах и блогах была всегда. Однако это уже тема для другой статьи. Важно то, что именно там нас и находили будущие клиенты.
Начинайте с хороших работ, сделанных за небольшую плату
Когда мы решили запускать студию главной проблемой для нас было отсутствие портфолио. Конечно, у Даши были заказы на блоги до этого, но мы же не могли выкладывать их на сайт Блогоарт. Поэтому первым делом я нашел среди своих знакомых несколько человек, которые были согласны «задешево» заказать дизайны для своих блогов. Они обеспечили нас работой на первый месяц и эти работы стали первыми в портфолио. Таким образом, у нас самого начала уже было с чего начинать и что показывать потенциальным заказчикам. Кроме того, эти же мои знакомые через некоторое время снова заказывали дизайны, но уже за полную цену или рекомендовали Блогоарт уже своим знакомым, потому что остались очень довольны.
«Плохих» заказчиков надо отсеивать сразу
Т.к. у Даши уже был достаточно большой опыт работы, она всегда умела определить какой это заказчик и стоит ли ожидать от него «плохого». Плохими мы называем заказчиков, которые сами не знают чего хотят; которые передумывают по 20 раз; которые считают, что мы должны «лизать им пятки» или, самое главное, которые в конце не заплатят за нашу работу. Да, я соглашусь с теми, кто сейчас мне скажет, что заказчики бывают всякие разные и мы должны их терпеть, если хотим заработать. НО. У нас всегда было достаточно работы и была возможность отказываться от неприятных заказов, поэтому мы можем себе такое позволить. Кроме того, еще изначально мы ставили себе цель работать ради удовольствия, целью было приятно проводить время за хорошими заказами, а не мучиться.
Так вот, благодаря этому опыту и знаниям, мы всегда отказывались от работы с подобными заказчиками еще на этапе составления ТЗ. Их было за это время всего несколько, но я представляю себе сколько нервов и сил мы сэкономили себе, отказавшись.
А хороших заказчиков нельзя забывать
Мы продолжаем общение с некоторыми нашими заказчиками и после того, как закончим с ними работу. А если и не продолжаем общение, то контакты их не теряем и иногда даже пишем. Как я уже говорил, за этот год у меня появилось много новых хороших знакомых. Иногда они обращаются ко мне с просьбой дать какой-нибудь совет или проконсультировать по какому-то вопросу, а иногда я сам к кому-то обращаюсь с тем же. Мне кажется, что это только на пользу и мне и студии и человеку, который обращается за помощью.
Почему так? Наверное, это потому, что я не воспринимал общение с заказчиками как серьезную работу и только получал от этого удовольствие. Возможно, это еще потому, что кому-то я известен и другой своей стороной — блоггерской. Мне почти всегда удавалось легко общаться с заказчиками. Хотя, конечно, были и такие, которым я отвечал не очень любезно. Здесь какую-то роль сыграл и предыдущий пункт.
Сделайте альтернативу ТЗ для тех заказчиков, которые не знают что это
Возможно, кто-то из ваших потенциальных клиентов не знает что такое Техническое Задание, а возможно и знает, но не представляет себе как оно должно выглядеть. Среди наших заказчиков много таких. Действительно, откуда и зачем им такое знать?. Вот и получается, что за все время у нас было всего 4 или 5 заказов, которые мы делали по присланному ТЗ. Все остальные заполняли нашу специальную анкету. В этой анкете заказчик рассказывает все о своем блоге и о том, какой ему нужен дизайн, отвечая на вопросы. Это очень удобно и заказчику и дизайнеру.
Такую анкету мы отправляем людям, которые хотят сделать заказ и просим заполнить ее и прислать обратно. Сейчас у нас вторая версия анкеты, мы ее немного усовершенствовали. Если вам интересно посмотреть, то можете скачать отсюда.
Условия работы нужно обговаривать сразу
С самого начала я составил список условий, при которых Блогоарт будет работать с заказчиками и высылал их всем заказчикам перед началом работы. И до сих пор я очень рад этому, потому что иначе возникало бы много «недопониманий» и претензий. Когда заказчик перед тем, как сделать предоплату, читает условия и соглашается с ними, в ходе работы или в конце он не сможет потребовать больше, чем было написано в условиях. Условия простые, понятные и для всех заказов одинаковые.
Так, в условиях сразу написано сколько будет вариантов макета, какая схема работы и когда нужно делать оплату. Если кому интересно, то наши условия я тоже выложил, посмотреть можете здесь, там именно тот текст, который я высылаю заказчикам.
Не нужно говорить сразу все на сайте
Не знаю насколько я правильно делаю, но пока вроде итог этой моей задумки удачный. Если внимательно почитать тексты на сайте blogoart.ru, то будет видно, что там сказано не обо всем и по ходу чтения возникают вопросы (если вы читаете с целью заказать дизайн, конечно). Анкеты для заполнения на сайте тоже нет, ее я высылаю только по почте. Почему? Потому что за всем этим человеку нужно обратиться к студии и написать на почту или в ICQ. Когда человек задает один интересующий его вопрос и получает ответ, он дальше может задать следующий и в конце концов уже договориться по поводу заказа.
А когда я отсылаю анкету, то всегда говорю, что жду ее заполненную обратно. Кроме того, когда человек уже пообщался с менеджером студии, она ему кажется серьезнее и он чувствует, что его заказ уже ждут. В общем, сложно объяснить все преимущества такой системы, но я думаю, что она действует. Хотя, конечно, не знаю насколько увеличивает это или уменьшает количество заказов, на это у меня пока опыта не хватает.
Менеджеру нужно всегда быть онлайн…
Ох как же мне это было сначала сложно сделать. Ведь я же не могу 24 часа в сутки сидеть в аське или отвечать на письма по почте. С ICQ проблему не решил, а вот с ответами по e-mail придумал что делать. На iPhone есть отличное приложение для работы с почтой. С адреса Блогоарта почта сливается ко мне на аккаунт GMail, так что работа с ней еще удобнее. Сразу при запуске приложения, оно синхронизируется с моим аккаунтом и выдает мне то же самое, что и показывала бы онлайн-версия. Тут же есть мои черновики (в которых я храню шаблонные письма, если понадобится условия отправить или анкету). Таким образом, я очень часто отвечаю на письма от заказчиков с мобильника. Им удобно, что я отвечаю быстро, а мне не сложно уделить 2-3 минуты проверке почты.
Обычно я читаю письма и отвечаю на них по дороге на учебу и обратно, в транспорте, в очередях, за чашкой чая в кафе. Это совсем не напрягает. Зато оперативные ответы (раз 5-7 каждый день) заказчики, да и все остальные кто мне пишет, получают.