Я все про свои блоги пишу. Если есть что-то другое, о чем вы бы хотели узнать, предложите тему поста в комментариях – буду рад. Теперь к делу.
На этот раз я расскажу о не очень хорошем опыте создания, ведения и раскрутки блога. Речь пойдет о Trended.ru. Проект многим из вас, конечно, знакомый. Дело в том, что в прошлом месяце произошло знаковое событие – он наконец вышел на окупаемость. Не то чтобы на него много тратилось, просто чисто символически это хорошо. Я не жалею о потраченных силах и средствах, но прекрасно понимаю, что все могло быть много лучше. Эта статья будет моей попыткой назвать причины, по которым так получилось.
Для начала цифры. В последнее время у меня в Твиттере часто просят рассказать про траты и заработки с проектов. Этого я делать не буду, т.к. не вижу смысла. Но в случае с этим проектом поделюсь цифрами, чтобы вы представили «масштабы трагедии» =). Итак, в мае автору постов я заплатил $60 (около 14 постов), а сайт заработал с биржи ссылок Sape и Adsense $70 (60 и 10 соотвественно). Trended.ru был открыт в июле 2009, то есть прошло практически 2 года, и всего на него было за это время было потрачено чуть больше $2000. В основном, это оплата автору. Также сюда входит дизайн и раскрутка в виде покупки рекламных постов. Заработано за это время всего $490. Если продавать проект, то сегодня он будет стоить $1000-1500 (оценить я попросил Алексея, с которым недавно публиковал интервью). Цифры для кого-то маленькие, а для кого-то большие, поэтому не будем об этом, лучше постараемся извлечь урок.
Теперь вспомню историю этого проекта. Летом 2009 все начиналось как обычно. Я продумал концепцию, начал писать первые статьи. Через некоторое время передал работу с контентом автору и сначала ему нужно было писать каждый день. К концу года уже уменьшили объем до поста раз в два дня. Сделано это было потому, что не было никакого источника доходов, а я тогда решил притормозить инвестиции в будущее (что, как теперь видно, в случае с этим блогом было правильным решением). В сентябре сделал первые анонсы блога на своих проектах. Через несколько месяцев купил рекламные посты на нескольких популярных блогах. Кроме этого, договорился сотрудничать с EToday.ru (мы писали для них статьи взамен на указание нашего сайта как источника в конце). Также разместил рекламные баннеры на своих проектах. В принципе, это было все, что было сделано для раскрутки.
По моей логике дальше он должен был развиваться сам. Этого не случилось. Осенью прошлого года я добавил сайт в Сапу, также иногда продаю постовые. Сегодня он имеет 1400 RSS-подписчиков (только какой от них толк?) и среднюю посещаемость 200 уникальных посетителей в день (что для такой тематики мало). Опубликовано более 350 статей, но комментарии бывают очень редко. В таком состоянии проект сегодня.
Где я вижу свои ошибки:
Не четко продуманная тема блога и концепция. Не понятно кому вообще было бы интересно рекламироваться, поэтому и нет рекламы ни в каком виде. Да, рекламу можно и не продавать, но тогда должна быть какая-то другая фишка (например, то, что на статьи iScience.ru ссылаются крупные СМИ). Ее здесь нет.
С этим связана другая ошибка – изначально не было понятно с чего сайт будет зарабатывать. Даже если это должна была быть Сапа, я должен был это запланировать, то есть, например, делать что-то для наращивая тИЦ и PR. Кажется, я тогда думал, что проект станет популярным и что-нибудь придумается (а так думать, конечно, нельзя).
Ну а главная ошибка была в моем личном отношении. Я не уделял ему достаточно внимания. От рекламы не было никакого толку, т.к. когда приходят новые читатели, нужно с ними обсуждать что-то в комментариях, писать посты, которые им будет интересно прочитать. Сам сайт нужно постоянно обновлять, добавлять новые фишки, чтобы пришедший человек видел, что там кипит жизнь и захотел присоединиться. Нужно в конце концов хотя бы читать статьи и отправлять отзывы автору, чтобы он их улучшал. Нечеткое разделение тематики от других моих проектов также не заставило меня рассказывать о нем везде где только можно (как полагается).
Возникает вопрос – почему бы сейчас это все не исправить? Потому что мне уже не интересно. Кому-то это сложно представить, но я не хочу и не могу работать над проектом, если у меня нет на него настроения. Когда я зажегся идеей, хочется без остановки ею заниматься. Здесь такое уже пропало. Наращивать тИЦ, чтобы продавать ссылки дороже, наверное, и выгодно, но это так скучно. Пытаться привлекать активных читателей тоже можно было, но мне с ними обсуждать что-то будет не интересно.
Таким образом проект просто останется существовать в нынешнем виде. Планов, как минимум пока, никаких нет. Скоро ли окупятся вложенные средства? Такими темпами совсем не скоро =).
Вот как-то так. Надеюсь, вам этот рассказ тоже будет немного полезен. Главный вывод, который я лично для себя сделал, заключается в том, что не нужно открывать блоги или как минимум много в них вкладывать, если я не смогу уделить им достаточно внимания. Про четкое определение тематики и будущего источника доходов, конечно, тоже абсолютная правда.
Кстати, возвращаясь у тому, что он теперь окупается. Таким образом я выполнил поставленную себе на этот год цель смотреть на каждый проект как на отдельный бизнес – теперь каждый из моих блогов окупается. Кроме небольшой прибыли на Trended.ru достижению этой цели поспособствовала также приостановка работы над другим проектом – AppleB.ru – в феврале. С ним все по-другому получилось и причины на остановку работы были другие. Именно они были тогда не в том состоянии, в каком я бы хотел их видеть. Вообще, эти два последних блога, как отметил один комментатор уже не помню где, у меня не получились. Но я все равно с воодушевлением смотрю в свои будущие проекты!
Продаем готовые фирмы упрощенки недорого