На днях я дочитал биографию Стива Джобса, которая вышла в прошлом году. Тогда я ее сразу купил и начал читать, но потом уже не было времени закончить. Может быть это так совпало с моими настроениями, но книга мне показалась грустноватой (в отличие от документального фильма BBC, который очень даже позитивный). Еще все эти описания и упоминания шикарных домов, «мебели», машин – очень американское и интересно только американцам. Ну да ладно, не буду с этой точки зрения про нее писать.
Дело в том, что пока я читал, чему-то учился и в том, как можно было бы лучше вести свои интернет-проекты. Конечно, битвы высокотехнологичных компаний в Кремниевой долине очень далеки от меня, но некоторые вещи можно применить и в таком меньшем масштабе. В каких-то вещах я убедился, а какие-то были в новинку. Попробую написать о нескольких из них.
Дизайн – это важно. Мне постоянно говорят, что у своих проектов я уделяю слишком много внимания и трачу слишком много денег на дизайны. При этом Джобс уделял этому аспекту продуктов столько внимания, сколько остальным руководителям компаний и не снилось. Потом они нравились и людям и ему самому. Причем для меня второй аспект еще важнее, ибо тогда у меня много мотивации для проекта что-то делать. Да и сам про роцесс продумывания структуры сайта, расположения элементов, цветов, символов и т.д. мне нравится.
Надо уметь перерождать проекты. В биографии Джобс так говорит про компании, но мне кажется, что это отлично подходит и для веб-проектов. Здесь тоже тренды и интересы быстро меняются и нужно уметь обновляться, приспосабливаться к изменениям вокруг. В этом случае мне тоже часто говорят, что я зря меняю концепции своих проектов или фокусировку. А это необходимо, чтобы проекты потихоньку не отмерли.
Лучшие продукты делаются лучшими людьми. В принципе, это итак понятно, но книга про это напомнила и еще раз в этом убедила. Под продуктами здесь можно понимать как целые проекты, какие-то части или же, допустим, просто статьи. Джобс хотел только лучших людей и выбирал их сам из конкурирующих компаний или компаний, работающих в других областях, но при этом опыт этого человека был полезен именно для его компании. Нужно тоже так делать. Допустим, нужен новый автор – пойти и предложить больше денег хорошему автору у конкурентов.
Деньги – не главное. Не понятно, конечно, какое было отношение Джобса к деньгам, но делал он точно много чего, не обращая внимания на финансовую сторону – будь то разработка нового продукта или строительство нового офиса. Ну и итогом стала самая дорогая компания в мире. Идеальное отношение – главное – чтобы продукт был хороший или его реклама была хорошая, а остальное само как-нибудь подстроится.
Было еще много чего полезного, но это я уже забыл. Ах да, про LSD еще помню =).