Эта статья опубликована в выпуске Forbes от 24 сентября 2012.

Мэтт Мулленвег (Matt Mullenweg) был 19-летним первокурсником Хьюстонского университета, когда нажал на кнопку «опубликовать» под новым постом в блог. Как он объяснил, его личный сайт (Photomatt.net) рос, и ему требовались более продвинутые средства публикации, чем использовавшийся им тогда заброшенный движок b2 с открытым исходным кодом. «Неплохо бы иметь гибкость Movable Type, парсинг TextPattern, возможность модификации b2 и простоту установки Blogger» — подумал он, перебрав в уме популярные платформы блогов того времени. «Когда-нибудь, верно?»

Этот момент нажатия на кнопку 24 января 2003 вряд ли можно сравнить с первой трансатлантической телеграфной передачей Сайруса Филда (Cyrus Field) или первым щелчком электрического выключателя Джорджа Вестингауза (George Westinghouse), но Мулленвег все же создал свою историю. Он создал WordPress – платформу, которая сейчас является лингва франка Сети и драгоценностью короны для Automattic, компании из Сан-Франциско, которой Мулленвег управляет вместе с CEO Тони Шнайдером (Toni Schneider).

На сегодняшний день платформа WordPress используется примерно на 60 миллионах веб-сайтов, и ежедневно к этому числу добавляется еще 100 000. Сайты, которые работают в облачном сервисе WordPress, позволяющем любому человеку бесплатно создать свой сайт онлайн, ежемесячно привлекают 330 миллионов посетителей, которые просматривают 3,4 миллиарда страниц.

Корпоративная версия от Automattic, WordPress VIP, сейчас стала цифровым издательским инструментальным средством по умолчанию для большинства крупнейших медиа-компаний (включая Forbes.com). Для большинства из них – это земля обетованная: стандартная, простая в работе платформа после десятилетия постоянной смены неуклюжих, дорогих, созданных на скорую руку систем управления контентом.

Но, учитывая распространенность WordPress, почему Мулленвег в свои 28 лет до сих пор не миллиардер? Потому, что с момента основания в 2005 году Automattic предпочитает объемы прибылям и многое раздает даром. Только 1% пользователей WordPress.com платят. А ведь есть еще пользователи WordPress.org (версии с открытым исходным кодом), которые управляют серверами и устанавливают программное обеспечение самостоятельно. Лишь небольшой процент пользователей недавно решили платить за дополнительные возможности вроде резервного копирования. Automattic только в прошлом году запустили рекламный сервис (на ограниченной основе).

«Монетизация только начинается» — настаивает Шнайдер. Компания прибыльна и удваивает продажи ежегодно с 2005 года. И все же Automattic планирует всего $45 миллионов прибыли с продаж в 2012 году – слабый отголосок огромного влияния компании.

Мулленвег не торопится. Со своей тонкой бородкой и волосами по плечи он похож на тихого мессию. Его мягкий, хрипловатый голос звучит искренне и убежденно, особенно, когда речь идет о программном обеспечении с открытым исходным кодом. В детстве, отец Муллевега (разработчик программного обеспечения в Halliburton) позволял ему помогать в сборке компьютеров у них дома в Хьюстоне. Это умение он вскоре превратил в бизнес. Мэтт создал свой первый веб-сайт в 12 лет, а к блогингу пришел в 18, когда ему не терпелось поделиться фотографиями из поездки в округ Вашингтон. К 19 он уже программировал достаточно уверенно, чтобы вносить код в b2 – его любимый проект с открытым исходным кодом.

После уже упомянутого поста в блоге в январе 2003 года Мулленвег объединил усилия с Майком Литлом (Mike Little), программистом из Стокпорта (Англия), который предложил свою помощь в разработке нового ПО для ведения блогов. Первую версию WordPress они выпустили в мае. Она предоставляла сравнительную простоту в установке и достаточную гибкость для блогеров, хотя бы немного смысливших в программировании. На поле, где главную роль играл Movable Type, их сервис привлек тысячи пользователей при помощи одного только сарафанного радио. А после того как в 2004 году владельцы Movable Type решили брать с пользователей деньги, поток «беженцев» со старой платформы значительно возрос.

К августу WordPress мог похвастать 15 000 пользователей и сообществом разработчиков со всего мира, бесплатно улучшавших код. Мулленвег бросил колледж и устроился на работу в CNET Networks в Сан-Франциско, где занимался вопросами блогинга и онлайн-медиа. «В эти первые месяцы я встретил практически всех тех, с кем работаю до сих пор» — говорит он. И среди встреченных тогда людей были блогер Ом Малик (Om Malik), инвестор Тони Конрад (Tony Conrad) и Тони Шнайдер (Toni Schneider).

Шнайдер изменил его жизнь. К 2005 году Мулленвег уже отразил множество атак венчурных капиталистов и предложений о поглощении от компаний, которые хотели нажиться на лояльной аудитории бренда. В апреле того года он принес публичные извинения за попытку финансирования WordPress за счет рекламы. Его беспокоило то, что кто-то может превратить WordPress в товар и пустить на ветер все его усилия в сфере открытого ПО. «Частично мое сопротивление превращению этого в бизнес основывалось на том, что я не встретил того, кто мог бы совместить бизнес и мою философию» — говорит Мэтт. А затем появился Шнайдер.

Встретились они за обедом. Несмотря на то, что Мулленвег задержался на 30 минут, они сразу же понравились друг другу и обед продлился до вечера. Разработчик программного обеспечения из Швейцарии, Шнайдер недавно продал сервис веб-почты Oddpost компании Yahoo за $29 миллионов. В последующие несколько месяцев они обсуждали различные идеи, касающиеся будущего WordPress.

В октябре 2005 Мулленвег увольняется из CNET и уже в декабре открывает Automattic, что становится возможным после получения $1,1 миллиона от Polaris Ventures, True Ventures (где Шнайдер является партнером), CNET и Radar Partners. Шнайдер присоединяется к работе в январе 2006 в качестве CEO.

Дабы избежать поглощения сообщества WordPress с открытым исходным кодом, Automattic использует распространение облачных технологий и запускает WordPress.com, где любой человек может создать профессиональный сайт без проблем, сопряженных с настройками серверов и хостинга. Деньги Automattic зарабатывает по модели «freemium», в рамках которой некоторые из клиентов решают платить деньги за дополнительные возможности вроде резервного копирования и доменных имен.

За первые два года пользователями WordPress было опубликовано 2 миллиона сайтов. Вскоре подключились и медиа-компании, обращавшиеся к Automattic с просьбами о поддержке их собственных систем управления контентом. Компания уступила и в сентябре 2006 года технический писатель Роберт Скобл (Robert Scoble) стал первым клиентом, перешедшим на VIP-продукт Automattic. Вскоре за ним последовали CNN, GigaOm и TechCrunch.

Прибыли никогда не были впечатляющими. Но при прибылях до $10 миллионов в 2008 Automattic смогли остаться на плаву и отказаться от «очень щедрого предложения». Вместо этого они взяли $29,5 миллионов у предыдущих инвесторов, включая New York Times, которые сейчас многие свои блоги ведут на WordPress. «Это была поворотная точка» — вспоминает Шнайдер.

Кроме независимости, характерной чертой Automattic является и место работы. Наследием истоков компании с открытым кодом стали 120 работников, расположенных в 26 странах на шести континентах. И хотя большинство работают из дому, каждая команда (обычно 5-6 человек) имеет значительный бюджет на путешествия. «Все, что мы экономим на офисном пространстве, мы тратим на перелеты» — смеется Мулленвег. Группы собирались на Гавайях, в Мексике и Новой Зеландии. Раз в году проходят общие встречи длительностью ровно одну неделю в доступном для всех месте с хорошим подключением к интернету. Такой распределенный подход к рабочей силе позволяет Automattic нанимать талантливых людей со всего мира без необходимости предложения всяческих «офисных плюшек», как это делают Google, Facebook и Apple.

Вне Automattic существует огромное сообщество разработчиков и консультантов, которые зарабатывают на WordPress. В недавно проведенном исследовании, компания выяснила, что около 20 000 человек по всему миру предоставляют хостинг для WordPress, создают сайты на его основе, разрабатывают для них дизайн, а также предлагают услуги поддержки. Там, где одни видят утраченную прибыль, Мулленвег видит долговременную ценность. Это позволяет Automattic сосредоточиться на главном, в то время как внешние игроки заполнят пробелы. «Снаружи мы выглядим странно» — говорит он.

И все же, наверняка вы ожидали большего от компании, от которой зависит 17% Сети. 60% прибыли генерируют дополнения для WordPress.com, доменные имена, шаблоны дизайна премиум-класса и услуги безопасности. VIP-клиенты, оплачивающие от $5000 до $50000 ежемесячно, составляют еще 20% прибыли. Остальное приносит реклама.

В прошлом ноябре Automattic заключили партнерское соглашение с Federated Media и представили WordAds – первую значительную попытку выхода на рынок онлайн-рекламы, позволяющую размещать объявления на наиболее популярных блогах. На данный момент к программе присоединились 10 000 сайтов. Как же заработать денег на обширных владениях WordPress? Небольшой отдел поддержки VIP (всего 14 человек) затрудняет расширение этой услуги. WordAds все еще находится в зачаточном состоянии. И так как значительная часть прибыли приходит от премиум-услуг с WordPress.com, Шнайдер планирует предложить больше платных опций и более агрессивно их рекламировать. Новичок в блогах? Компания несколько раз вам напомнит, что вы можете избавиться от «.wordpress» в адресе вашего блога за $18 в год. А за $99 вы получите целый набор «WordPress Value Bundle» с HD-видео, увеличенным местом для хранения данных и инструментами кастомизации.

Даже неприбыльная часть постепенно втягивается в дело. Недавно Automattic выпустили JetPack, позволяющий сайтам на основе системы WordPress.org получать доступ к облачным дополнениям вроде комментариев, аналитики и инструментов для социальных сетей. Несмотря на то, что сейчас платные услуги ограничены резервным копированием и безопасностью, обращение к огромному пулу потенциальных клиентов может предоставить новые возможности монетизации в будущем.

«Чтобы платформа WordPress оставалась на мировом уровне, необходимо, чтобы у нее была жизнеспособная модель» — говорит Мулленвег. И все же, очевидно, на какой стороне границы прибыли лежит его сердце. Он проводит много времени, посещая десятки конференций «WordCamp» по всему миру. Большая часть посетителей этих конференций – пользователи WordPress.org, а не тот 1%, который оплачивает счета Automattic.

Сайрус Филд и Джордж Вестингауз не были столь щедры со своими изобретениями. Но они умерли богатыми.

Комментарии (3) на "WordPress правит Сетью, работая на 60 миллионах веб-сайтов. Так где же деньги?"

  1. Gladiolus:

    Я сначала WP не принял, из за его простоты, хотелось больше возможностей. Но со временем проникся и эта простота стала плюсиком.

    Ответить
  2. Олег:

    потому и слабо монетизируют что до сих пор боятся, что и у них получится как с MV
    «после того как в 2004 году владельцы Movable Type решили брать с пользователей деньги, поток «беженцев» со старой платформы значительно возрос.»
    получилось очень вовремя подвернулась бесплатная WP

    Ответить
  3. Болтян Евгений:

    Это то же самое, что гугл начнет брать деньги за пользование поиском.

    Они могут создать свою сеть контекстной рекламы. как гугл на пример. И предлагать людям размещать ее на своих блогах и зарабатывать деньги. Себе же, получать процент.

    Ответить

Отправить комментарий