Эта статья впервые опубликована в старой версии блога и отредактирована при переходе на новую в апреле 2012 года.
Для начала признаюсь, что я не часто выполняю работу по чьему-либо заказу. Вместо этого предпочитаю работать над своими проектами и для себя. Но когда меня просят сделать какую-нибудь работу, потенциальные клиенты чаще всего сталкиваются с проблемой уже когда я называю цену. То же самое касается, например, стоимости написания и размещения рекламных статей на моих проектов. Почему так происходит? Данная заметка о том, насколько все просто и почему за это не нужно на меня сердиться.
Все дело в моем видении того, как нужно оценивать свою работу. Придумал я ее не сам — взял из самых основ экономики. При оценке я исхожу из того, насколько ценю свое время — что другое самое полезное можно было бы сделать вместо этого; насколько ценю моральную полезность — получу я удовольствие от этого или наоборот скучно проведу время. Таким образом, если работа простая, но при этом нужно потратить время и это не особо интересно, то цена у меня получается намного выше, чем у обычных фрилансеров, чтобы окупить «скукоту» и другие полезные вещи, которыми я мог бы заняться. Но какой мне смысл неэффективно тратить свое время/силы? Допустим, если бы у меня будет плохое финансовое состояние и нужны будут деньги, тогда, понятное дело, я и цену снижу (т.к. теперь деньги для меня будут намного важнее, чем, например, получить удовольствием) и она будет более адекватная. Я считаю, что так должны оценивать свою работу все.
Теперь перейдем к стоимости размещения рекламных постов. Здесь я считаю, что появление рекламного поста в ленте блога «не сильно увеличивает» уважение со стороны читателей, даже если там указано, что это рекламный пост (а у моих проектов это указано всегда). Поэтому одной из состовляющих цены на рекламу является то, насколько подпортится отношение читателей к блогу. Если я оцениваю порчу репутации на $50, то продавать рекламную статью за $40 нет никакого смысла. Плюс к этому добавляется стоимость моего времени, которое нужно будет потратить на написание или хотя бы на размещение. Это немного, но тоже важно. Если у меня не будут покупать рекламу из-за высокой цены, а я этого буду хотеть, то, конечно, я ее цену.
Так давайте же оценивать стоимость своей работы адекватно. Задумайтесь, стоят ли деньги, которые вам платят, вашего времени, сил?
Получается, что вы беспринципный :) Нос задираете и высоко себя цените, а когда припрет, то прогинаетесь и под сниженную цену. Уж держите марку тогда. Что касается личного времени и удовольствия от работы, то я обычно открыто пишу, что беру проекты только те, которые меня лично заинтересуют и беру за такие такую-то цену. На неинтересные предложения просто вежливо отказываю и рекомендую ресурсы где можно поискать исполнителя под запросы заказчика, а не беру наоборот втридорога за то что на них, типа, отвлекаюсь ;). Именно в этом я вижу правильный подход к оценке своего личного времени. Не надо «наказывать» людей рублем за то, что они к вам обратились может быть с какой-то, на ваш взгляд, недостойной просьбой. Мне кажется так.
Думаю, что если вы повесите твердый прейскурант, то возмущенных писем будет меньше. Как говорится «плата по таксе, такса=…». Принципы «цена договорная» я стараюсь использовать только в крайних случаях.
Кстати, про порчу репутации за рекламные посты. Иногда встречаются ресурсы, где рекласный пост лучше родных от владельца блога :).
Tibalt, так ведь бывают нетипичные работы, которых нет в прейскуранте.
И что значит «наказывать рублём»? Вы свои цены по какому-нибудь узбеку выставляете, чтобы никого не наказать?
Нетипичные я не беру :) У меня узкая ниша. Для других работ есть специально обученные этому люди :) Более того, некоторым клиентам я помогаю впоследствиии бесплатно по тем или иным вопросам. Так строятся отношения.
Что касается цен, то я периодически делаю скидки при определенных четких условиях.
Просто не надо забывать, что в отношениях исполнитель-заказчик нет кого-то кто стоит выше другого. И соответственно делает другому одолжения. Либо оплатой, либо исполнением. Надо быть профи. И либо вы занимаетесь бизнесом с вытекающим отношением к работе, либо просто по случаю зарабатываете на сайте, кидая пальцы :)
А если мы говорим о продаже статей со своего сайта, то тут какие могут быть нетипичные работы? Есть условия, есть прейскурант. В конечном итоге если неинтересен заказ, но денег хоть каких-то хочется все-таки получить, можно отдать его на аутсорсинг. И раз уж человек считает, что рекламные статьи это зло для сайта, то зачем до них опускаться? Нет, значит нет! Найдите другой источник.
Ставь прайс и кол-во рекл.постой в месяц — и сразу отпадет возмущение.
Пример,от 50 баков пост,не более 2 в месяц. И все,шагай от 50 до 100,если рекл один замесяц — 100,2 — 50. Ну ты понял :)
Как же это зависит от одного рекламодателя? И откуда я буду знать сколько постов будет?
Проблема не в количестве постов, а в том, что когда есть спрос, и цена поднимается.
Действительно, полезно иметь осязаемый прейскурант. К тому же, никто не мешает Вам вложить в ценообразование свои принципы, они даже многим могут показаться удобными, если получатся доступными для примерной оценки стоимости каких-то работ. Без этого, сколько ни гордитесь своей самодостаточностью, бизнес страдает.
Хороший пост. Полностью разделяю мнение автора на тему ценообразования когда с финансами все в порядке =)
А гневные письма пишут те, кто не понимает такого состояния (расслабленного) у человека ;-)
Мне кажется, что все же стартовая цена должна быть,но с предупреждением, что это не окончательная — могут быть варианты. И тогда можно как снизить, так и повысить в зависимости от ситуации. А они в жизни бывают разные.Трудно все предусмотреть.
А я просто смотрю на среднюю цену за такую работу у других блоггеров. а сам тоже редко этим занимаюсь, разве что статьи за деньги иногда пишу и все
А надо ценить себя. И вообще, еще из экономики цена и стоимость разные вещи. Стоимость это затраты на продукт включая издержки. Цена формируется из стоимости + прибавочная стоимость, т.е. наценка, собственно для чего все производство создавалось.
Поэтому стоимость моей работы как дизайнера — это затраты на материалы для разработки дизайна (фотостоки, аутсорс) + нормочас работы, помноженный на количество часов затраченных на дизайн. А цена это как правило стоимость помноженная на коэффициент 1,3.
Полностью согласен с Andrei Osokin. Все правильно и доходчиво изложил. Хотя я вот работаю с дизайнерами и считаю что к ним это приклеить нельзя. Дизайнеры — творческие люди, по этому рассчитать их работу очень сложно. А если дизайнер работает по счетчику, тогда мне кажется это уже не дизайнер