В одном из комментариях к недавнему анонсу нового проекта у меня спросили, почему я не попробую сделать что-нибудь в чешском интернете. Вопрос достаточно интересный и думаю на эту тему давно, поэтому я решил написать пост. Кстати, а в прошлом году я писал о чешском интернете и главных сайтах.
Итак, в Чехии я живу уже почти 3 года. При этом последние 2 читаю, пишу и говорю на чешском каждый день. Таким образом, предполагаю, мой уровень чешского языка сейчас достаточно высокий (не такой, чтобы, например, мог написать статью и это можно было публиковать сразу без корректировки, но такой в данном вопросе и не требуется). Таким образом, языковой барьер уже не стоит. Что касается культурного барьера, то, думаю, его уже тоже практически нет. Значит запустить какой-нибудь сайт на чешском языке и для чехов вполне возможно. Но почему я этого пока не сделаю?
Давайте попробуем посмотреть на перспективы. Проникновение интернета и грамотность в этом плане среди населения, конечно, намного выше, чем в русскоязычных странах. Чехи также охотнее в интернете платят за сервисы, уже привыкли делать через интернет покупки и вообще вводить номера своих банковских карт в браузере =). Но в то же время говорящих на чешском людей в мире всего 12 млн. Если сравнить это с 300 млн. русскоговорящих, потенциальная аудитория в десятки раз ниже.
Кроме того, процент людей ограниченных языком (а для кого еще по-вашему домен «.рф» придумали?) здесь тоже намного меньше. Среди моих знакомых практически все ищут в поисковиках на английском или как минимум могут на обоих языках. Если посмотреть на другие небольшие европейские страны, у которых было больше времени на развитие, там уже все население говорит и использует в повседневной жизни вместе с родным и английский язык. Предполагаю, что через какое-то время здесь будет то же самое. Поэтому созданный контент уже не будет востребован. Но это ладно, это я далеко смотрю.
Посмотрим на сегодняшний день. Насколько я вижу, местным сайтам для успеха нужна относительно крупных порталов не такая высокая посещаемость (то есть каждому найдется свой рекламодатель или покупатель). И мне кажется, что найти рекламодателя тоже легче, потому что, во-первых, многие фирмы привыкли к рекламе в интернете. Во вторых бизнесов в самых разных сферах не просто много, но еще и практически все имеют свои сайты и их владельцы прекрасно понимают интернет, знают его возможности. Таким образом, процент откликов на предложения будет много выше.
Но в то же время содержать сайт на чешском не так просто – уровень зарплат здесь тоже выше, соотвественно найти фрилансера уже не так дешево. Для продаж рекламы нужно зарегистрировать фирму, заниматься отчетностью и т.д. Средний по величине сайт Рунета такие штуки делает по своему желанию, здесь же без этого никуда.
Ну и, наконец, главное. Кому-то может казаться, что это невспаханное поле, где закопаны золотые, но это совсем не так. Чешский интернет достаточно развит, здесь есть все проекты и сервисы, которые населению нужны, есть свой аналог Яндекса, который тоже успешно противостоит Google. Продать рекламу на сайте прямому рекламодателю здесь и кажется намного легче и да, люди привыкли платить в интернете, но все это итак активно используют многочисленные чешские вебмастера. Мне кажется, они справляются со своей работой хорошо.
В общем, я думаю про это, но пока не считаю, что открывать сайт на чешском будет для меня правильным решением. Есть русскоязычный интернет, который мне ближе, который родной и в котором мне пока нравится… А если не на русском, то я, наверное, скорее открою что-нибудь на английском.
P.S. В чешском интернете только нет аналога Ленты.ру – новостного сайта с хорошо написанными новостями, с действительно проверенными фактами и без желтизны. Вот такого новостника точно не хватает.