Эта статья впервые опубликована в старой версии блога и отредактирована при переходе на новую в апреле 2012 года.
Когда заказчики обращаются к нам в студию Блогоарт, большая их часть признается, что не знает, как писать ТЗ (техническое задание) и как сделать так, чтобы дизайнер действительно понял, что им нужно. Мы отправляем всем нашу специальную анкету-бриф, которую они могут заполнить, поэтому проблема быстро решается. Однако уметь правильно написать задание для дизайнера очень важно как для самого заказчика, чтобы он остался доволен результатом работы, так и для дизайнера, чтобы ему не пришлось делать исправления десятки раз. Помочь в этом призвана сегодняшняя статья. Полезное в ней смогут найти даже те, у кого уже есть опыт написания таких заданий.
Это всего несколько достаточно простых советов, но будет просто отлично, если все будут их придерживаться.
1. Собрать все в одном месте
Часто бывает так, что заказчик присылает в тексте письма какое-то краткое описание, потом присылает еще какое-то дополнение и картинку, потом отвечает на вопросы, которые у нас возникают. Итого мы имеем непонятное задание, разбросанное по разным письмам и, что еще хуже, может он еще консультировался дополнительно по ICQ. Это очень неудобно. Если заказчик с самого начала напишет все, что ему нужно как можно более подробно в одном текстовом файле и пришлет это, то дизайнер точно не забудет никакую деталь. Кроме того, это поможет заказчику самому построить у себя в голове полную картину того, какой должен быть результат работы.
Написать это можно в свободной форме, не нужно ничего заумного. Сначала напишите чего в общем ждете от сайта, какое хотите настроение, основные цвета и т.д. Потом начинайте отдельными абзацами с подзаголовками рассказывать подробнее про разные части. Например, сначала о логотипе, потом о том, как должна выглядеть шапка, главная страница, сайдабар, какая-то внутренняя и т.д. до копирайтов в нижней части сайта.
2. Приложить схему
Итак, у нас уже есть текстовое описание, но текстом все точно передать сложно. Некоторые вещи лучше изобрать схемами. Например, структуру расположения блоков на сайте. В этом случае намного лучше, чем расписывать все длинными предложениями, бывает нарисовать небольшую схему страницы с нужными элементами. Там можно будет показать все по вашему мнению важное. Нарисовать ее можно в том же Paint или даже на листочке бумаги, а потом отсканировать или сфотографировать и прислать. Мы сталкивались и с тем с другим вариантом и оба одинаково удобны.
Я сам обычно рисую такую схему и каждый элемент означаю какой-то цифрой, а потом в том файле с заданием, о котором я говорил выше, описываю, что это и для чего. Для наглядности покажу пример своей схемы, которую я когда-то рисовал для дизайна iScience.ru. Что получилось из этого вы можете посмотреть на сайте.
3. Только не все детали
При планировании дизайна и рисовании подобных схем я часто чувствую, что продумываю уже слишком мелкие детали. Конечно, нужно указать все свои пожелания, но в то же время также нужно оставлять достаточно места для креатива и идей дизайнера. Как бы там ни было, а у них интересных идей всегда бывает больше. Кроме того, я люблю оставлять что-то и просить, чтобы мне предложили варианты.
Также должен сказать, что часто заказчики предполагают, что то, что они не указали, итак всем ясно и потом из-за этого возникают проблемы. Не нужно полагаться на то, что дизайнер сам поймет, лучше лишний раз напишите, чтобы результат был точно правильный.
4. Примеров, побольше примеров!
Так как у заказчика сайт по какой-то тематике, он обычно знает своих конкурентов, аналоги в других странах и т.д. Очень хорошо указывать примеры, которые нравятся и возможно некоторые полезные элементы. Для того, чтобы показать настроение и стиль, можно указывать и сайты совсем других тематик. Также важно просмотреть портфолио дизайнера и показать ему какие из его работ нравятся больше всего и описать почему.
5. Не бойтесь придумывать
Я заметил такую странность, что большинство заказчиков хочет все самые стандартные вещи или показывает пример и говорит, чтобы все было точно так же. В то же время когда у нас в портфолио появляется какая-то необычная работа, где есть своя фишка, всем сразу начинает нравиться именно она и нас просят сделать такое. Получается, что необычное людям нравится, но в то же время сами они свое новое не придумывают и предпочитают попросить у нас то необычное, которое уже придумал кто-то другой.
Так вот, хочется сказать, чтобы вы не боялись придумывать что-то свое и если это сделает сайт удобнее, привлекательнее или будет как-то другому полезным, то уже стоит сделать.
На этом у меня все. Пишите хорошие технические задания и пусть дизайнеры рисуют дизайны вашей мечты!
Придумывать для заказчика — не всегда правильно. Тот же пример турбомилка, они спрашивают начальные детали, после закидывают заказчика идеями, и заказчик говорит: вот это круто, это отстой, класс задумка, а что если то и это совместить. А может сделаем не робота, а киборга? И так далее. Не все заказчики креативные, очень часто им нужен пендаль.
И это правильно, по моему мнению.
При таком подходе заказчик в конце с намного большей вероятностью в конце скажет не, что-то мне не нравится, я вообще что-то другое хотел.
А то что не все заказчики креативные и им надо помагать это конечно, да.
Меняю дизайн на своём блоге особо сложно было с выбором цветов. Цвет — это восприятие, настроение, имидж.
Часто после того как сделаешь о том что договорились в рамках бюджета, появляется аппетит. Хочется лучше и круче. Так что частенько бывает что делаем в три-четыре раза дороже дизайн от первоначального. У меня много раз так было.
Меняю дизайн на своём блоге особо сложно было с выбором цветов. Цвет — это восприятие, настроение, имидж.
мое мнение — дай волю дизайнеру и получится конфетка!
если ты будешь указывать что и как делать, то почему бы тебе самому и не сделать это?))
в данный момент мне делают дизайн моего блога..через месяцок думаю уже увидите результат.
так вот, дизайнеру я сказал приблизительно следующее указание:
мне нравится дизайн как у этого, этого и этого…стиль ты понял? ну а теперь делай так, как тебе нравится.дай волю воображению!
моя задача — не мешать ему работать!!!